Ресурс Booking.com широко известен в России: с его помощью туристы могут забронировать отель, купить авиабилеты или заказать такси до аэропорта. Десятки тысяч российских туристов еще до появления информации о пандемии через данный сервис забронировали себе номера в отелях в зарубежных странах на весенние и летние месяцы. Однако по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России, проведенном 25 марта 2020 года, Росавиации было поручено прекратить регулярное и чартерное авиасообщения с другими государствами с 27 марта 2020 года. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 27 марта 2020 года № 763-р, с 30 марта 2020 года также ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска. Естественно, в этих условиях ни о каком отдыхе за границей (как и в России) в ближайшие месяцы не может быть и речи.
В связи с этим у туристов возникает резонный вопрос: можно ли сделать возврат денег через Букинг по причине коронавируса? Да, алгоритм действий будет следующим.
-
Обратитесь в Booking и запросите бесплатную отмену бронирования (если кнопка отмены бронирования в личном кабинете не появилась). В своем запросе не забудьте сослаться на все акты органов власти, ограничивающие перемещение в связи с коронавирусом. Далее данный запрос будет перенаправлен непосредственно отелю: если ответ будет положительным, Booking сделает возврат денег. Если нет, то часть денег будет удержана в качестве штрафа за отмену бронирования.На практике возможны ситуации, когда отель отказывает в выплате, но Booking самостоятельно возвращает деньги за счет собственных средств.
На возврат денег будут влиять различные обстоятельства, в частности, эпидемиологическая обстановка в стране и карантинные мероприятия, введенные на территории того или иного государства. Поэтому если эпидемиологическая обстановка в стране, в которой вы забронировали отель, относительно благоприятная, а границы открыты, вполне возможно, что заведение откажется возвращать деньги. -
Турист может обратиться не в Букинг для возврата денег за отмену бронирования в связи с коронавирусом, а непосредственно в отель. Если администрация отеля выразит свое согласие на возврат средств, об этом следует уведомить ресурс Booking.com.
Предположим, Booking не желает осуществлять возврат денег в связи с коронавирусом. В этом случае турист имеет право обратиться в органы правосудия. При этом отметим основные моменты.
-
Иск следует предъявлять не к компании Booking.com B.V., которой принадлежит сайт booking.com, а к отелю, который не согласился вернуть деньги. Это вытекает из п.1 Правил и условий для Поездок, в которых сказано, что с момента бронирования данный ресурс выступает в качестве посредника между клиентом и отелем. Кроме того, в п.4 Правил сказано, что услуга по бронированию предоставляется сайтом бесплатно.
-
Если отель действует на территории России, обращаться следует в суд общей юрисдикции (мировой или районный). Согласно ст. 17 Закона РФ № 2300-1, иски о защите прав потребителей могут направляться (по выбору гражданина):
- по месту расположения компании;
- по месту жительства истца;
- по месту заключения договора.
-
В споре с отелем следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, закрепляющим, что гражданин в любой момент может отказаться от бронирования, возместив при этом понесенные расходы. Кроме того, действуют общие положения ФЗ «О защите прав потребителей» (в частности, ст.32 Закона).
Перед подачей иска крайне желательно сначала направить в адрес отеля досудебную претензию.
Если отель зарубежный, то к данным отношениям должно применяться право страны, в которой находится данное заведение (п.3 ст.1212 ГК РФ). Здесь у туриста есть два варианта: обратиться в российский суд или обратиться в суд страны, где расположен отель. Предположим, российский суд вынес положительное решение: что делать дальше? Ответ на этот вопрос зависит от страны, где оно будет исполняться.
Так, например, если турист хочет вернуть деньги за отель, расположенный в Турции, ему необходимо, во-первых, дождаться, когда решение российского суда вступит в силу, во-вторых, - подать иск в турецкий суд о признании данного акта. Если решение российского судебного органа будет признано в Турции, то, соответственно, оно будет исполнено.
Таким образом, возврат денег через Booking в связи с коронавирусом – весьма непростой процесс, зависящий от множества факторов. Поэтому если вы испытываете сложности с возвратом денежных средств или не знаете, с чего начать – обращайтесь к специалистам LegalAid. К каждой ситуации мы подходим в индивидуальном порядке.