Санкт-Петербург
Владимирская
Кузнечный пер, д.6
прием звонков — круглосуточно Получить консультацию
Услуги

Возврат денег через Booking (Букинг) в связи с коронавирусом


Ресурс Booking.com широко известен в России: с его помощью туристы могут забронировать отель, купить авиабилеты или заказать такси до аэропорта. Десятки тысяч российских туристов еще до появления информации о пандемии через данный сервис забронировали себе номера в отелях в зарубежных странах на весенние и летние месяцы. Однако по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России, проведенном 25 марта 2020 года, Росавиации было поручено прекратить регулярное и чартерное авиасообщения с другими государствами с 27 марта 2020 года. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 27 марта 2020 года № 763-р, с 30 марта 2020 года также ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска. Естественно, в этих условиях ни о каком отдыхе за границей (как и в России) в ближайшие месяцы не может быть и речи.

В связи с этим у туристов возникает резонный вопрос: можно ли сделать возврат денег через Букинг по причине коронавируса? Да, алгоритм действий будет следующим.

  1. Обратитесь в Booking и запросите бесплатную отмену бронирования (если кнопка отмены бронирования в личном кабинете не появилась). В своем запросе не забудьте сослаться на все акты органов власти, ограничивающие перемещение в связи с коронавирусом. Далее данный запрос будет перенаправлен непосредственно отелю: если ответ будет положительным, Booking сделает возврат денег. Если нет, то часть денег будет удержана в качестве штрафа за отмену бронирования.На практике возможны ситуации, когда отель отказывает в выплате, но Booking самостоятельно возвращает деньги за счет собственных средств.

    На возврат денег будут влиять различные обстоятельства, в частности, эпидемиологическая обстановка в стране и карантинные мероприятия, введенные на территории того или иного государства. Поэтому если эпидемиологическая обстановка в стране, в которой вы забронировали отель, относительно благоприятная, а границы открыты, вполне возможно, что заведение откажется возвращать деньги.
  2. Турист может обратиться не в Букинг для возврата денег за отмену бронирования в связи с коронавирусом, а непосредственно в отель. Если администрация отеля выразит свое согласие на возврат средств, об этом следует уведомить ресурс Booking.com.

Предположим, Booking не желает осуществлять возврат денег в связи с коронавирусом. В этом случае турист имеет право обратиться в органы правосудия. При этом отметим основные моменты.

  1. Иск следует предъявлять не к компании Booking.com B.V., которой принадлежит сайт booking.com, а к отелю, который не согласился вернуть деньги. Это вытекает из п.1 Правил и условий для Поездок, в которых сказано, что с момента бронирования данный ресурс выступает в качестве посредника между клиентом и отелем. Кроме того, в п.4 Правил сказано, что услуга по бронированию предоставляется сайтом бесплатно.

  2. Если отель действует на территории России, обращаться следует в суд общей юрисдикции (мировой или районный). Согласно ст. 17 Закона РФ № 2300-1, иски о защите прав потребителей могут направляться (по выбору гражданина):

    • по месту расположения компании;
    • по месту жительства истца;
    • по месту заключения договора.

    Перед подачей иска крайне желательно сначала направить в адрес отеля досудебную претензию.

  3. В споре с отелем следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, закрепляющим, что гражданин в любой момент может отказаться от бронирования, возместив при этом понесенные расходы. Кроме того, действуют общие положения ФЗ «О защите прав потребителей» (в частности, ст.32 Закона).

Если отель зарубежный, то к данным отношениям должно применяться право страны, в которой находится данное заведение (п.3 ст.1212 ГК РФ). Здесь у туриста есть два варианта: обратиться в российский суд или обратиться в суд страны, где расположен отель. Предположим, российский суд вынес положительное решение: что делать дальше? Ответ на этот вопрос зависит от страны, где оно будет исполняться.

Так, например, если турист хочет вернуть деньги за отель, расположенный в Турции, ему необходимо, во-первых, дождаться, когда решение российского суда вступит в силу, во-вторых, - подать иск в турецкий суд о признании данного акта. Если решение российского судебного органа будет признано в Турции, то, соответственно, оно будет исполнено.

Таким образом, возврат денег через Booking в связи с коронавирусом – весьма непростой процесс, зависящий от множества факторов. Поэтому если вы испытываете сложности с возвратом денежных средств или не знаете, с чего начать – обращайтесь к специалистам LegalAid. К каждой ситуации мы подходим в индивидуальном порядке.

Запишитесь на консультацию
Мы перезвоним вам в течение 20 минут