Правовая защита товарных знаков и знаков обслуживания в России — одна из важнейших государственных задач, особенно в эпоху цифровизации. Нарушение правовых норм в рассматриваемой сфере серьезно вредит не только правообладателям, но потребителям, сталкивающимся с контрафактной продукцией.
Рассмотрим, что дает защита товарного знака в национальном, международном и международном частном праве (МЧП):
Первое, о чем необходимо помнить — защита товарных знаков и брендов невозможна без их предварительной регистрации. Самая главная цель такой процедуры — констатация факта принадлежности определенного обозначения компании, индивидуальному предпринимателю, а с недавних пор — физическому лицу. Другие лица, воспользовавшиеся поиском зарегистрированных товарных знаков на специализированном ресурсе Роспатента, увидят, что обозначение «занято» и произвольно использовать его нельзя. Если вы хотите обеспечить защиту доменного имени как товарного знака, необходимо также зарегистрировать придуманное вами обозначение.
Отметим: если владелец объекта интеллектуальной собственности хочет получить защиту товарного знака за рубежом, ему следует подать заявку на регистрацию бренда по процедуре Мадридского соглашения. Такое действие обеспечит охрану обозначения в 130 государствах.
Способы защиты интеллектуальной собственности — товарного знака весьма разнообразны. Приведем их краткую характеристику.
1. Гражданско-правовой способ. Заметив, что его обозначение используют третьи лица, правообладатель готовит и отправляет в адрес нарушителя претензию. Есть большая вероятность, что лицо, желая избежать дальнейшего развития спора и предъявления к нему иска по защите исключительного или авторского права, добровольно согласится заключить лицензионный договор или выплатить компенсацию. Если нет, следующим этапом становится обращение в орган правосудия. Правообладатель может предъявить различные требования, в том числе и о запрете использовать обозначение и о взыскании ущерба.
2. Административный способ. Чтобы понять, куда обратиться за защитой товарного знака (в том числе при импорте товаров), необходимо определить характер нарушения. Так, если в действиях третьих лиц прослеживаются признаки недобросовестной конкуренции или нарушения закона о рекламе, следует подать заявление в ФАС. Если же сторонняя компания обманывает потребителей, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
3. Уголовный способ. Если конкурент использовал обозначение несколько раз, либо своими действиями причинил правообладателю ущерб на сумму более 250 тысяч рублей, можно обратиться с соответствующим заявлением в полицию. Максимальное наказание за данное нарушение — до 6 лет колонии.
Необходимо отметить, что правообладатели предпочитают обращаться в орган правосудия, хотя ничто не мешает им сочетать указанные выше способы.
В процессе защиты товарных знаков и репутации компании правообладатели нередко сталкиваются со всевозможными проблемами. Так, распространенной является ситуация, когда предприниматель «раскручивает» какой-либо бренд, но забывает его зарегистрировать. В итоге более «оперативный» конкурент оформляет права на обозначение, а создателю креатива приходится доказывать его недобросовестность. Еще одним «камнем преткновения» является право суда отказать в защите знака при обнаружении признаков недобросовестности в действиях его правообладателя.
По этим причинам не стоит отказываться от помощи опытного юриста. Специалист:
Наша компания по регистрации и судебной защите товарных знаков, патентов, фирменных наименований также оказывает помощь субъектам, получившим претензию или исковое заявление от правообладателей обозначений. Мы проверим обоснованность предъявленных требований, разработаем стратегию защиты и поможем уменьшить финансовые потери от использования чужих знаков.
Сколько стоят услуги юриста или адвоката по вопросам регистрации и защиты товарного знака в суде, и оправданы ли затраты на данные мероприятия? Ответ на этот вопрос будет зависеть от многих факторов, в частности, от обстоятельств спора. Однако одно можно сказать с уверенностью: произведенные траты окупаются, ведь в случае победы вы получите актив, который будет приносить стабильную прибыль.